Апофеоз беЗсмыслицы

                 Отклик на повесть Пауло Коэльо «Вероника решает умереть».                                   Изд-во «София» ИД «Гелиос» 2002г.                                              Апофеоз беЗсмыслицы                                                                                                                               …Жизнь без смысла, а роман без конца? Довольно и этого знать, чтобы                                                            не захотелось больше ничего знать…                                                                                                                                          В.Г. БелинскийВ эпоху, когда сознание масс людей подвержено тотальной манипуляции, даже голос «неистового Виссариона» был бы заглушён, так как люди с недостаточно развитым сознанием, «сформованным» суррогатным заокеанским квазиискусством, склонны верить тем, кто больше их манит (скрытно или явно агрессивно) на путь безответственности. Как говорят в народе, вольному воля… Но сердцу трудно примириться, когда разлагающие факторы вводятся в сознание людей с незрелым разумом под видом заботы о свободе их сознания.Поскольку в нашей стране высок показатель интереса к творчеству П. Коэльо, решила уяснить, какой пищей наполняется сознание людей за последнее десятилетие – время моего полного отключения от кино, литературы и театра, вследствие того что слишком многие люди, так или иначе причастные к искусству, СТАЛИ РАСПРОСТРАНЯТЬ ВО ВСЕХ СФЕРАХ ОТ ЗЕМЛИ ДО ПОДНЕБЕСЬЯ ПРИНЦИПЫ ОДИЧАНИЯ ПОД ВИДОМ ПРИНЦИПОВ СВОБОДЫ, НЕ ПОНИМАЯ, ЧТО МЕЖДУ СВОБОДОЙ ВНУТРЕННЕ СВОБОДНОГО ЧЕЛОВЕКА И ТАК НАЗЫВАЕМОЙ СВОБОДОЙ ХАМА, ХОЛОПА, НЕВОЛЬНИКА НИЗШИХ ЧУВСТВ ЛЕЖИТ ПРОПАСТЬ, КАК МЕЖДУ БОЖЕСТВЕННЫМ МИРОМ И МИРОМ ХАОСА.Итак, «Вероника решает умереть». Воистину, Вероника в романе – это не полнокровный человек, не объективный образ, а тень человека, схема образа, вокруг которого П. Коэльо выстраивает другие тени, привидения, пытающиеся что-то декларировать, но которых автор стремится выдать за полнокровных личностей. Главная героиня пытается совершить самоубийство, не зная причины этого. Во время ожидания смерти находит «для отвода глаз» ложный предлог. Причину патологии в сознании своей героини автор направляет в какое-то туманное русло, видимо, чтобы не быть ответственным за плод своей фантазии.Ни у одного из героев произведения (кроме как, может быть, в малой степени у доктора Игоря) нет жизненного пульса, хотя они как-то мечутся в пространстве, вследствие чего идея, естественно, «размазана». Что касается «открытия» доктора Игоря, так это всего лишь раскрытие секрета полишинеля, а моменты его аргументации  в беседе с пациенткой Мари представляют собой крайне субъективное суждение, будто доктору не знакомо понятие целесообразности. Если следовать его логике, то почему бы не обозначать вразнобой на географических картах положение севера, юга и так далее?Возвратимся к основам романа. Создаётся впечатление, будто все, начиная с главной героини, только и озабочены тем, как всё в своей жизни опрокинуть ради призрачной свободы… Не совершенствовать жизнь, не совершенствоваться самому (самой), а опрокидывать даже разумные правила. Одна из его героинь, женщина зрелая и не дура, не находит для молодой пациентки никаких человеческих слов, она вскользь бросает ей совет: «Мастурбируй!» И вот молодая героиня играет с гениталиями, а старшие «мастурбируют» свои мозги.Если автор устами и поступками своих героев ВЫРАЖАЕТ ПОНИМАНИЕ СВОБОДЫ КАК СОСТОЯНИЕ БЕЗ ТОРМОЗОВ И ОГРАНИЧИТЕЛЕЙ, ТО ОБЪЕКТИВНО ОН ПРИЗЫВАЕТ К НЕВОЛЬНИЧЕСТВУ. Для духовно развитой личности это положение не требует аргументации. Это аксиома.Допустим, кому-то хочется ездить без тормозов… В безлюдной пустыне не будет на то запрета, но среди людей это наказуемо, так как лишает других возможности безопасного передвижения. Надеюсь, гражданин Коэльо не захочет стать жертвой «ездока» без тормозов и не будет это декларировать в качестве непременной идеи жизни. Хочется добавить к вышесказанному: «Уж сколько раз твердили миру», что есть свобода, а что рабство, но «это всё не впрок»…Есть в романе какие-то минивкрапления из мистической области, но они остаются искусственными блёстками в ткани повествования, как искусственно, неорганично выражена идея романа.                                                                                                                                   23.10.03 г.